
Озверел от травли: к чему приводит невнимание школы к буллингу

В школе № 78 Красноярска — громкое дело: отца одного из учеников задержали по статье о хулиганстве после того, как он избил стулом двух школьников. Причина ярости мужчины — многолетняя травля в отношении его сына. Последней каплей стало видео, где один школьник держит его ребенка, а второй бьет. Мужчина признает свою вину, объясняет, что не контролировал себя. Однако подчеркивает: над его сыном издевались не один год, однако в школе ничего не предпринимали. В МВД также подтверждают факт издевательств над ребенком ранее. Как остановить многолетний буллинг и почему школы этим не занимаются — в материале «Известий».
За что задержали жителя Красноярска
О задержании 46-летнего мужчины сообщило в субботу следственное управление СК по Красноярскому краю и Республике Хакасия. Житель Красноярска подозревается в совершении хулиганских действий в отношении двух школьников с применением предмета, используемого в качестве оружия (ч. 2 ст. 213 УК РФ). По этой статье мужчина может отделаться и штрафом, и получить лишение свободы на срок до семи лет.
Его задержали за инцидент, произошедший 19 марта. Тогда между тремя учениками 5-го класса школы № 78 Красноярска произошел конфликт, переросший в драку. Родителей несовершеннолетних вызвали в школу.
«Находясь в кабинете социального педагога, отец одного из мальчиков схватил стул и нанес им удары двоим одноклассникам сына, причинив телесные повреждения в области головы и лица. Противоправные действия мужчины были пресечены сотрудниками охраны, педагогами и присутствующими родителями. Детям была оказана необходимая медицинская помощь», — говорится в сообщении СУ СК.
Мужчина успел уехать на работу в Ангарск, однако был задержан и доставлен в Красноярск.
В чем причина нападения на детей
Мужчина, ударивший детей стулом, признал свою вину. В СМИ он рассказал, что после того, как ему показали видео, где бьют его ребенка, у него «пелена перед глазами встала». Свои действия он не оправдывает и готов понести наказание, однако замечает, что травля над его ребенком длится уже очень давно — со второго класса. При этом в школе об этом родителям не рассказывали. После того как в 2023 году мальчика «избили вчетвером», родители написали заявление в полицию. Это ни к чему не привело, издевательства продолжились.
В ГУ МВД по Красноярскому краю подтвердили «Известиям», что в 2023 году семья подавала заявление в полицию.
— В декабре 2023 года отец мальчика действительно обращался в полицию с заявлением о том, что подростки причинили его сыну телесные повреждения, — рассказали в пресс-службе ГУ МВД. — Тогда инспекторами по делам несовершеннолетних была проведена проверка, были зафиксированы телесные повреждения у мальчика и был установлен оппонент пострадавшего ребенка, подросток 2013 года рождения. Однако мальчик не достиг возраста привлечения к ответственности, поэтому было принято решение об отказе в возбуждении административного правонарушения.
С родителями мальчика-агрессора тогда провели профилактические беседы инспекторы по делам несовершеннолетних.
— По тем материалам, которые мы уже имеем, мы можем сделать однозначный вывод — школа никак не реагировала на обращения родителей, — заявил, в свою очередь, «Известиям» директор Красноярского межрегионального центра по делам детей Павел Пугачев. — Ни одно обращение родителей мальчика не было рассмотрено. Сейчас мы будем прояснять ситуацию по каждому эпизоду.
В школе № 78 на вопросы «Известий» отвечать не стали, попросив обращаться за всеми комментариями по этому делу в МВД.
Кто должен пресекать буллинг в школе
Павел Пугачев уверен, что основная обязанность по профилактике буллинга в школе лежит на администрации учебного заведения и педагогах.
— Любая травля всегда начинается с молчаливого согласия учителей. Школа обладает всеми необходимыми инструментами для того, чтобы не только остановить, но и не допустить травлю, — уверен собеседник «Известий». — Другой вопрос, что администрации школы проще закрыть глаза, замести под ковер, не допустить скандала, сделать вид, что ничего не происходит.
Доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Владимир Пимонов также подчеркивает, что ситуацию в Красноярске можно было бы не доводить до произошедшего. По его словам, в школах работают службы примирения, но не всегда они действуют эффективно.
Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Валентин Елисеенко, напротив, считает, что у школы почти нет инструментов воздействия на учеников и это лишь способствует агрессивному поведению родителей. По его словам, интересы большинства добросовестных учеников нередко приносятся в жертву ради сохранения в школе детей с агрессивным поведением, но вред, который они наносят, «никем не учитывается».
По предварительным данным комплексного мониторинга «Народного фронта» в сфере общего образования, продолжающегося с февраля 2025 года, из 4 тыс. директоров, принявших участие в опросе, 23% сталкивались с ситуацией травли в своей образовательной организации. Из 53,5 тыс. учителей буллинг в отношении школьников видели 32%, а из 161,8 тыс. родителей обучающихся 25% заявили о травле в отношении своих детей. К слову, исследование ВЦИОМ в прошлом году показало, что 53% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет становились объектом буллинга в школе.
Председатель профсоюза «Учитель», школьный педагог из Нижегородской области Дмитрий Казаков также согласен, что нельзя снимать ответственность со школы за травлю.
— В школах должны быть хорошие психологи, и их должно быть достаточно для того, чтобы такие ситуации разрешать — одной беседы обычно не хватает, — сказал он «Известиям». — Но ставки психологов часто сокращаются, их набирают по остаточному принципу, и обычно это какие-то совместители или один человек на всю большую школу.
Дмитрий Казаков добавляет, что заниматься воспитательным процессом должны и классные руководители, но им просто некогда — учителя перегружены. Чтобы конфликтов было меньше, должна хорошо работать вся система, говорит он.
Старший юрист, адвокат коллегии адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» города Москвы Татьяна Овцынова подчеркивает, что ни одним из законодательных актов не предусмотрено обязательное реагирование школ на травлю в детском коллективе, но по ФЗ «Об образовании» школа «обязана создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся».
— Исходя из этого, профилактика, предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций полностью отдаются на откуп образовательных учреждений, — сказала она «Известиям». — Где-то к вопросу подходят тщательно, но часто даже в локальной документации отсутствуют специальные положения.
Директор Центра толерантности Еврейского музея, эксперт антибуллингового федерального проекта «Каждый важен» Анна Макарчук подчеркивает, что ответственность в этой ситуации не делится — она всегда стопроцентная и для родителей, и для школы.
— Останавливать травлю должен каждый, кто узнал об этой проблеме. Но, увы, в жизни этого не происходит, — сказала она «Известиям».
Часто у педагогов просто не хватает компетенции для того, чтобы распознать буллинг и работать с агрессорами: в большинстве педагогических вузов не учат работать с травлей. А администрации школ, боясь репутационных потерь, предпочитают замалчивать конфликты, говорит эксперт.
Как решать проблему с травлей в школах
Анна Макарчук подчеркивает, что для изменения ситуации необходимо более четкое законодательство и сейчас работа по принятию нового антибуллингового закона ведется.
— Также необходимо повсеместное внедрение в школах системных антибуллинговых программ, — говорит Анна Макарчук. — Обязательно нужно проводить обучение педагогов работе с травлей, должны быть прописаны и доведены до сведения всех участников образовательного процесса дорожные карты межведомственного взаимодействия в ситуации школьной травли.
Владимир Пимонов отмечает, что школы могут получить консультационную поддержку в организации работы по противодействию буллингу в вузах. В частности, соответствующая программа разработана в МГППУ: это так называемый навигатор профилактики.
В понедельник, 24 марта, директор департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Лариса Фальковская рассказала, что в ближайшее время в регионы направят информационные материалы для обучающихся, родителей и педагогов по вопросам противодействия травле.
Что делать, если школа не реагирует
Владимир Пимонов подчеркивает, что родители не должны пускать дело на самотек, если ребенок попадает в ситуацию травли. Следует обратиться к классному руководителю, директору школы, чтобы организовать работу с подростками, и при необходимости — в органы управления образованием.
— Другими альтернативными способами урегулирования могут стать обращение в полицию, прокуратуру, органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, к уполномоченному по правам ребенка в конкретном регионе, — сказала Татьяна Овцынова. — Также можно обратиться в суд с исковым заявлением к образовательному учреждению, которое несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, с требованием о компенсации нанесенного ущерба или морального вреда.
Анна Макарчук подчеркивает, что в ситуации, когда школа не предпринимает каких-то усилий для защиты от травли, родителям необходимо сосредоточиться на состоянии ребенка и на том, чтобы не допустить повторения буллинга. Школьник должен знать, что родители всегда на его стороне. Нужно обсудить с ним пути решения проблемы, помочь в поиске нового круга общения. И рекомендовано также обратиться к детскому психологу.
При этом важно, во-первых, фиксировать все случаи травли: сохранять переписки, видео, показания свидетелей, медицинские справки и т.д. Во-вторых, обращаться к администрации письменно и, если нет реакции, писать в вышестоящие органы.
И следует подумать о переходе в другую школу: возможно, в интересах ребенка будет покинуть эту токсичную среду и оказаться в здоровом и безопасном окружении.