Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»
Главный слайд
Начало статьи
«Севастополь — фактически прифронтовой город с первого дня»
«Я считаю, на сегодняшний момент мы справились»
«Мы Владимира Владимировича ждем в любое время, всегда»
«Мы с оптимизмом смотрим на предстоящий летний период»
EN
Выделить главное
Вкл
Выкл

За 11 лет в составе РФ Севастополь удалось полностью интегрировать в российское пространство: в регионе уже работают такие крупные компании, как «Сбер» и Промсвязьбанк, а объем инвестиций в основной капитал без учета средств федерального бюджета уже достиг 246,8 млрд рублей. Об этом в интервью «Известиям» рассказал губернатор Севастополя Михаил Развожаев. По его данным, население города за 10 лет увеличилось в два раза. Растет и турпоток: этим летом власти ожидают вдвое больше туристов, чем прошлым. Из задач на будущее — решение кадрового дефицита и наращивание энерго- и газоснабжения. В регионе эффективно налажена и система безопасности, при этом губернатор не исключает возможные провокации со стороны Киева на фоне успехов ВС РФ на линии фронта. Что общего у «русской весны» и эпохи Минина и Пожарского, по мнению Михаила Развожаева, — в интервью губернатора «Известиям».

«Севастополь — фактически прифронтовой город с первого дня»

— Спустя 11 лет в стране по-прежнему воспринимают «крымскую весну», которую у вас в Севастополе называют «русской», так волнительно. Почему? Какой вы ее помните?

— «Русская весна» началась 23 февраля: тогда люди — а это более 30 тыс. горожан — вышли на площадь Нахимова, чтобы всему миру заявить, что они возвращаются в Россию. И вот с этого, 23 февраля 2014 года, и начались события «русской весны», которая закончилась общекрымским референдумом 16 марта и указом президента 18 марта о создании двух новых субъектов РФ — города федерального значения Севастополя и Республики Крым. Я в это время жил и работал в Красноярске, но я прекрасно помню свои ощущения какого-то восторга и гордости за то, что происходит. Вся страна прильнула тогда к экранам телевизоров и смотрела за событиями в Севастополе. Первое время даже с трудом верилось, что мы это всё видим здесь и сейчас и переживаем этот исторический момент. Я был школьником, когда случилась геополитическая катастрофа и Советский Союз развалился, но я прекрасно помню те события и те чувства, которые испытывал. И вот 2014 год: и я вижу возрождение России, наша страна показала, что она готова и может защитить свои геополитические и геостратегические интересы.

События «русской весны» в современных учебниках, которые выпустило Минпросвещения про конец XX и начало XXI века, уже оцениваются как важнейший исторический и политический поворот в развитии нашей страны. Но в будущем уверен, что это встанет в один ряд с такими событиями, как возрождение после Смутного времени, эпоха Минина и Пожарского и нового царствования Романовых. То же самое, когда собиралась русская земля после татаро-монгольских нашествий. То есть события «русской весны» — такой же поворотный ключевой момент в истории нашей страны, когда мы себя почувствовали вновь на пути возрождения.

Фото: РИА Новости/Василий Батанов


Вы возглавляете регион с лета 2019 года, за это время Севастополь пережил многое — от блэкаута до атак БПЛА. Как вы считаете, удалось ли завершить этот «турбулентный» период и вернуть население к спокойной и размеренной жизни?

— Вызовов за это время было действительно много. Фактически сразу после «русской весны» — блэкаут, тогда киевский режим предпринимал разные каверзные попытки испортить жизнь крымчанам и севастопольцам. После этого — перекрытие Крымского канала, когда днепровская вода перестала поступать на полуостров. В засушливый период это привело к определенному дефициту, но сразу же были предприняты беспрецедентные меры. Конечно, севастопольцы и крымчане проявили мужество в этот период. Естественно, коронавирус, с которым столкнулась вся страна. И далее — задачи специальной военной операции, которые требуют большой внутренней мобилизации.

Севастополь — фактически прифронтовой город с первого дня. Он всегда вызывал особую ненависть у киевского режима. Она выражалась в постоянных атаках беспилотников и безэкипажных катеров, которые направлялись к берегам севастопольских бухт. В атаках английскими и американскими ракетами. Севастополь всегда был крепостью, и в этом случае он тоже достаточно хорошо защищен. Последние полгода мы видим, что всё работает эффективно: если беспилотники прилетают — а это происходит практически каждую ночь или через сутки — все сбиваются на значительном удалении от берегов Севастополя в море и не приносят проблем жителям города. При всех этих вызовах и ограничениях у нас, разумеется, продолжает действовать режим среднего уровня реагирования и «желтый» уровень террористической угрозы. Но город живет полноценно: люди ходят на работу, дети в школу, в детские сады. Проводятся культурные мероприятия. Полноценно работает тыл с точки зрения помощи фронту, (работают. — Ред.) наши волонтерские ассоциации. Город живет и дышит полной жизнью, но при соблюдении определенных мер предосторожности. Севастопольцы научились жить в этот период, и уверен, что мы с ним справимся.


Нельзя не вспомнить и произошедший обстрел в Учкуевке…

— Да, это чудовищная трагедия, которая произошла в прошлом году в Учкуевке, когда запрещенное вооружение было применено по мирным жителям, отдыхающим на пляже летом. Четыре человека погибло, более 150 было ранено. Сейчас у нас практически 100% доступная система воздушного оповещения тревоги. Созданы специальные мобильные бетонные укрепления — защитные сооружения, чтобы можно было через 3–5 минут оказаться в укрытии, их у нас более 500 по всему городу. Но, слава Богу, последние 6–7 месяцев таких атак нет. Тогда мы столкнулись с новым вызовом, это американские ATACMS.

Женщина возлагает цветы к стихийному мемориалу в Учкуевке в день траура по погибшим в результате ракетной атаки Вооруженных сил Украины

Женщина возлагает цветы к стихийному мемориалу в Учкуевке в день траура по погибшим в результате ракетной атаки Вооруженных сил Украины

Фото: РИА Новости/Константин Михальчевский


Конечно, всегда остается фактор риска, но всё, что можно было с учетом этого опыта сделать, мы сделали. Опять же киевский режим способен на любые провокации: мы это понимаем, особенно когда совершенно очевидно, что возможности противостоять российской армии остается всё меньше и меньше. Конечно, это может привести к каким-то дополнительным провокациям. Но наши системы противовоздушной обороны, как и другие системы, не стоят на месте. За это время научились гораздо более эффективно отрабатывать такие угрозы.

«Я считаю, на сегодняшний момент мы справились»

Да, за эти годы было в регионе сделано немало. Удалось ли окончательно интегрировать регион в правовое, экономическое, бизнес-пространство России?

— С точки зрения интеграции, это была большая сложная работа. Кстати, сейчас ее проходят наши исторические территории, причем они ведут ее более успешно и быстро за счет опыта Севастополя и Крыма. Я считаю, на сегодняшний момент мы справились. У нас и «Сбер» работает, и Промсвязьбанк. В ВТБ с прошлого года заявили о приходе на полуостров и, соответственно, в Севастополь. По инвестициям у нас даже перевыполнена амбициозная задача — с 2022 по 2025 год в планах было привлечь 200 млрд рублей частных инвестиций в Севастополь. Сегодня, по оценке Росстата, объем инвестиций в основной капитал без учета средств федерального бюджета уже достиг цифры в 246,8 млрд рублей. Прогнозируем, что к концу 2025 года цифра еще увеличится.


Последние проекты, которые были приняты, уже завершаются. А новые создаются по всем стандартам. Это касается, например, здравоохранения. Когда мы приводили систему к российским стандартам, нужно было пройти лицензирование: на сегодняшний момент из 120 лечебных учреждений, 119 полностью пролицензированы. То есть здесь уже окончательно перешли на российские стандарты оказания медицинской помощи. Кроме того, строится новый медицинский кластер: это новая многопрофильная больница и онкоцентр.

Не могу не отметить и градостроительную политику: в этом году законом Севастополя принят новый генеральный план города. До этого были ограничения, которые сильно влияли на разные сферы: и на строительство жилья, и на освоение территорий, поскольку многие земельные вопросы были не урегулированы и приходилось пользоваться документами, принятыми еще в период украинского руководства.

он
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Ирина Разладина

А какие сферы всё еще «проседают»?

— Из сложностей — те проблемы, которые накапливались десятилетиями или даже с советского периода. Это, конечно, развитие системы генерации электричества. Сама мощность создана, но она еще будет наращиваться, потому что и полуостров, и город развиваются. Потребуются еще дополнительные мощности. Второй важный вопрос — это достройка и приведение в порядок системы газоснабжения. Процесс газификации у нас завершен не полностью, нужно построить еще один кольцевой газопровод и достроить там часть распределительных сетей. Продолжаются работы и по замене сетей водоснабжения. Важны и очистные сооружения. Мы планируем, что в следующем году завершим строительство комплекса очистных сооружений «Южный». К нему также будет достроена ветка коллектора из Балаклавы: тогда сточные воды там перестанут сбрасываться в море и будут поступать на очистные сооружения. Это сделает город более экологически благополучным, и Черноморское побережье в районе Севастопольской зоны станет абсолютно чистым.

Далее, конечно, жилищное строительство — долгое время земельные вопросы были не урегулированы. Сегодня они разрешены: у нас шесть перспективных территорий для комплексной жилой застройки. Это позволит нам серьезно увеличить жилищное строительство, сделав его более доступным.

А есть примерное понимание, за какое время удастся решить эти задачи?

— Проекты с очистными сооружениями, с новым медицинским кластером — это горизонт трех лет. То, что касается жилья — перспектива 10 лет, но они будут приносить каждый год дивиденды в виде квартир, которые можно будет и в социальные программы запускать, и на рынок. То, что касается системы электрогазоснабжения — это, наверное, пятилетняя перспектива.

«Мы Владимира Владимировича ждем в любое время, всегда»

К слову, не так давно вы встречались с президентом, он обратил внимание на необходимость привлечения учителей и увеличение числа амбулаторно-поликлинических учреждений в городе. Будут ли эти вопросы решены в этом году?

— Это целый процесс, волшебной палочки нет. Владимир Владимирович скорее акцентировал внимание, что наши цифры (по этим показателям. — Ред.) отличаются от среднероссийских. Но это не значит, что мы не оказываем какие-то медицинские услуги или у нас нет учителей по тем или иным дисциплинам.

Определенный некомплект существует, да. Но мы постоянно развиваемся, создаем новую инфраструктуру. Где-то у нас опережающими темпами строятся здания медучреждений и школ, которые требуют кадров. И мы постоянно ищем и привлекаем специалистов. Я думаю, что ситуация с кадровыми показателями в Севастополе до среднероссийского уровня может быть выровнена в ближайшие три года. Особенно с учетом того, что мы активно запускаем строительство нового жилья и планируем давать служебные квартиры для учителей и врачей.

Президент РФ Владимир Путин и губернатор Севастополя Михаил Развожаев (слева)

Президент РФ Владимир Путин и губернатор Севастополя Михаил Развожаев (слева)

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Президента РФ

Но обратите внимание: Севастополь достигал сегодняшних показателей с 2014 года. До этого проблемой кадров никто не занимался. Население Севастополя за 10 лет увеличилось в два раза. То есть вся инфраструктура была рассчитана на совершенно другое количество людей. И приехавшие из других регионов страны новые горожане — это большой миграционный приток. И у нас не так, как во многих субъектах РФ, когда прирост идет эволюционным способом. А до этого инфраструктура была советская, в украинский период она фактически не развивалась. За 10 лет всё это было сделано, и сегодня яркого дефицита нет. Есть небольшое отставание от среднероссийского уровня, но мы понимаем, как его преодолеть.

Кстати, Владимир Путин еще в апреле говорил, что может вновь к вам приехать, побывать в Херсонесе Таврическом. Рассчитываете ли вы на приезд президента в этом году, особенно учитывая открытие «Нового Херсонеса»?

— Мы Владимира Владимировича ждем в любое время, всегда. Каждый его приезд в Севастополь — это всегда событие, это гордость для людей, потому что президента очень любят в Севастополе. В марте 2023 года он неожиданно появился в только что достроенной и готовящейся к открытию школе искусств. Мы готовились докладывать об открытии этого объекта дистанционно, но внезапно появился Владимир Владимирович и лично осмотрел школу — это, конечно, было удивительное событие, и до сих пор весь город о нем помнит. «Новый Херсонес» стал точкой, где каждый гражданин нашей страны должен побывать, чтобы прикоснуться к истокам нашей государственности и нашей цивилизации. Поэтому, я думаю, что этот визит состоится. Но тогда, когда это будет уместно и когда Владимир Владимирович примет такое решение.

«Мы с оптимизмом смотрим на предстоящий летний период»

Скоро в Севастополе начнется туристический сезон. Как вы оцениваете перспективы турпотока на это лето? Особенно учитывая последствия разлива мазута в декабре 2024-го?

— По первым прогнозам предполагалось, что мы вообще не столкнемся с этой проблемой. К сожалению, все-таки часть мазута донесло течением до юго-западного побережья Крыма, то есть до Севастопольской зоны. 3 января мы обнаружили эти выбросы мазута на пляже Севастопольский и сразу же приступили к их устранению. Горожане сами инициировали уборку территории, особенно там, где любят отдыхать. Мы полностью устранили все видимые последствия этого инцидента на береговой линии Севастополя. Продолжаем мониторинг.

Сейчас мы уже с Роспотребнадзором проводим анализ побережья с точки зрения проб и допустимости концентрации. Первые пробы показывают, что пляжи абсолютно чистые, никакого превышения ПДК не наблюдается. Кроме того, наши водолазы обследовали дно в районе Севастопольских бухт. На дне мазута не обнаружено. И в толще воды тоже никаких образований нет. Поэтому сегодня ситуация стабильная, контролируемая. Конечно, есть некоторые опасения по поводу тех кораблей, которые еще не подняты, но уверен, что там ведется работа с соответствующими службами. Мы очень рассчитываем, что решение будет найдено и новых выбросов на территории Севастополя не будет.

рпн
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В целом мы с оптимизмом смотрим на предстоящий летний период. Сейчас мы видим, что по сравнению с весной прошлого года очень позитивная динамика — плюс 40% бронирований. А на летний период прогнозируем увеличение практически вдвое по сравнению с прошлогодними показателями.

В этом году в сентябре в Севастополе состоятся выборы губернатора. Почему вы решили вновь бороться за должность? Что лично для вас значит город-герой?

— Мы много говорили о том, что нужно еще сделать для решения поставленных задач. И активная фаза реализации многих проектов, например, того же медицинского кластера или очистных сооружений, началась именно в мой первый срок. Мне как ответственному человеку хотелось бы эти проекты завершить и сказать себе, что они реализованы от начала до конца. Мне кажется, это ответственная и правильная позиция — не оставлять дело в процессе. Это мой главный внутренний профессиональный вызов.

Я очень люблю Севастополь. Я его воспринимаю в двух измерениях. Одно — это город-символ, это такой русский феникс, который ярко горит, освещает исторический путь нашей страны. Периодически в тяжелые для Родины времена сгорает, но всегда восстанавливается из пепла. И сегодня его новый период возрождения, когда он горит очень ярким светом и, начиная с 2014 года, освещает наш исторический выбор, исторический путь. Второе — личное отношение. В какой-то момент жизни начинаешь думать о том, где бы ты хотел, хотя, может, это расхожий штамп, встретить старость. Я бы хотел в Севастополе. Не знаю, как дальше будет складываться мой жизненный путь, но я бы хотел принимать своих внуков именно в Севастополе. И для этого надо очень открыто и смело смотреть людям в глаза, ходить по улицам, чтобы не было стыдно за то, что ты делаешь.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением