Держать в платформе: число зрителей онлайн-кинотеатров в РФ увеличилось на треть

Число пользователей онлайн-кинотеатров в России увеличилось на треть, превысив 58 млн человек. Зрители всё чаще стали выбирать эти площадки, поскольку цена билета на один сеанс в обычных кинотеатрах уже давно сопоставима со стоимостью месячной подписки, а зачастую и выше. Кроме того, контент разнообразен и в нем нет рекламы. Однако, по словам экспертов, сегодня количество пользователей может расти и за счет экосистемной подписки компаний, когда россиянам предлагают несколько сервисов по одной цене или человек выбирает какую-то платформу, а бонусом получает дополнительные.
На сколько онлайн-сервисы увеличили базу подписчиков
Российских пользователей всё больше привлекает контент онлайн-кинотеатров. За год их общее число выросло с 45 млн до 58 млн, увеличившись в 2024-м почти на 30% в сравнении с 2023-м. Это следует из отчета агентства TelecomDaily, с которым ознакомились «Известия».
Доля первой пятерки — «Кинопоиск», Ivi, Okko, Wink и Kion — растет, эти игроки контролируют в совокупности более 86% рынка против 80% в 2023-м. При этом количество платных подписок выросло еще значительнее, почти на 33% — с 31 млн до 41 млн.
По словам гендиректора агентства Дениса Кускова, рост объясняется отсутствием рекламы в проектах и их разнообразием. Сейчас онлайн-кинотеатры расширяют линейки оригинального контента, предоставляя клиенту всё больше новых вариантов.
Согласно данным исследования, по количеству пользователей, как и во все последние отчетные периоды, лидирует «Кинопоиск» (входит в экосистему «Яндекса») — 14,1 млн, на втором месте Ivi — 10 млн, на третьем месте — Okko (входит в экосистему «Сбера») — 9,6 млн, четвертая строчка у Wink («Ростелеком») — 8,4 млн и пятый Kion (входит в экосистему МТС) — 7,6 млн.
Самыми популярными сервисами по доле платных пользователей стали «Кинопоиск» и Wink, доля каждого из них составила 76%. У — Kion 71%, у Okko — 70%, у Ivi — 61%. Доля рассчитывались исходя из 100% каждого сервиса.
Однако число подписчиков может расти, если они приобретают экосистемную подписку, даже если ею не пользуются, например, онлайн-кинотеатрами, сказала «Известиям» операционный директор коммуникационного агентства Breaking Trends, член Союза журналистов России Виктория Загитова.
— При оформлении подписки они становятся участниками платформы, а их активность может распределяться между различными сервисами (например, книгами, музыкой и так далее). При анализе показателей важно учитывать, как именно подписчики взаимодействуют с каждым сервисом внутри экосистемы, чтобы оценивать реальную вовлеченность аудитории, — объяснила она.
После замедления YouTube зрители начали искать альтернативы, считает генеральный директор инфлюенс-агентства «Почва» Георгий Лапшаков. Еще в августе наблюдался резкий прирост, особенно в сегменте детского контента, когда некоторые сервисы, например «Кинопоиск», ввели отдельную категорию для упрощения навигации. В Wink расширили функционал, добавив раздел с блогерскими проектами и запустив программу монетизации.
— Нельзя исключать и маркетинговые активности экосистем, которые предлагают подписки, которые уже включают в себя доступ к кинотеатрам, — сказал эксперт.
Кроме того, многие впервые открыли для себя отечественные платформы, нашли интересный контент и стали лояльными пользователями. Учитывая, что за последние три года в России было запущено рекордное число проектов, неудивительно, что при ограниченном доступе к зарубежным аналогам аудитория российских стримингов растет.
В пресс-службе Wink рассказали «Известиям», что выручка компании за 2024 год увеличилась на 21%, а на одного зрителя онлайн-кинотеатра в среднем приходится 99 часов смотрения в месяц, включая телеэфир.
— Мы в целом видим рост интереса зрителя к отечественному контенту. По нашей статистике, доля его смотрения по отношению к зарубежному за 2024 год выросла до 67% с 57,5% в 2023 году, — сказали в сервисе. — В 2025-м зрители увидят комедийный музыкальный сериал «ВИА Васильки», романтический мюзикл «Москва слезам не верит. Всё только начинается» (рабочее название) от Ольги Долматовской и Жоры Крыжовникова. Кроме того, нашу аудиторию ждут продолжения популярных сериалов «Фишер», «Любопытная Варвара», «Ухожу красиво» и «Дети перемен».
Для онлайн-кинотеатра Okko 2024 год стал самым успешным за его историю — общее время смотрения выросло в три раза (на 208%) в сравнении с 2023-м, рассказали «Известиям» в пресс-службе. Ключевыми факторами стали оригинальные сериалы и фильмы, полнометражные эксклюзивы, спортивные трансляции, детский контент.
— Сейчас в Okko выходит «Аутсорс» с Иваном Янковским, самый ожидаемый проект, выигравший одноименную номинацию на фестивале «Новый сезон». Мы также продолжаем показывать мистический триллер «Охотники за призраком», документальный сериал о российских игроках в европейском футболе «Западная трибуна», спродюсированный Нобелем Арустамяном, и сериал о культовом московском клубе «Мама, мы — ЦСКА!» — заявили в пресс-службе.
Что покажут онлайн-кинотеатры в 2025 году
Сервис START продолжает уверенно держать планку одного из самых дорогих онлайн-кинотеатров.
— Мы не снижаем стоимость в погоне за широкой аудиторией и не интегрируем рекламную модель, а, наоборот, инвестируем в премиальный контент — собственный и соинвестируем/закупаем оригинальные проекты других платформ, что оправдывает для зрителя стоимость подписки и формирует лояльность, — пояснили в компании.
В 2025 году сервис сделает ставку на развитие франшиз — это «Инспектор Гаврилов», «Два Холма» и другие, а также создание новых сериалов, например, глянцевая драма «Опасная близость» с Елизаветой Боярской и сериал Андрея Кончаловского «Хроники русской революции» с Юрой Борисовым.
Согласно данным пресс-службы PREMIER, время смотрения в онлайн-кинотеатре в 2024 году росло по всем направлениям. В том числе на 76% увеличились просмотры прямых эфиров телеканалов. В этом году выйдет детектив «Тайга», «Чудо», «Звербой 2» и много других.
Основным драйвером роста и флагманским направлением для KION остается Originals, за 2024 год сервис выпустил 28 собственных проектов, рассказали «Известиям» в онлайн-кинотеатре. Самым популярными среди пользователей платформы стал новый сезон драмы «Жизнь по вызову» с Павлом Прилучным.
Рост популярности онлайн-кинотеатров связан не только с удобством доступа к контенту, но и с развитием технологий — от высокоскоростного интернета до персонализированных рекомендаций, сказала Виктория Загитова. Также она отметила, что стоимость билета в кинотеатр сейчас равна стоимости ежемесячной подписки. Перспективы традиционных кинотеатров зависят от адаптации к новым реалиям. Важную роль могут сыграть событийные показы, специальные форматы, например IMAX, а также интеграция с цифровыми сервисами, например совместные релизы.
Да, зрители стали чаще выбирать онлайн-сервисы, но классический кинопросмотр по-прежнему востребован, особенно для громких премьер и фестивальных показов, подчеркнула эксперт. Однако для устойчивого роста кинотеатрам необходимо предлагать больше, чем просто просмотр фильма, — уникальный опыт, которого нет в онлайне.