Место забронировано: в России сменился лидер на рынке онлайн-бронирования отелей

В 2024 году в России сменился лидер на рынке онлайн-бронирования гостиниц (ОТА). Согласно данным системы управления бронированиями TravelLine, первое место по доле занял сервис «Яндекс Путешествия» (29,2%). Один из старейших в стране ресурсов «Островок» опустился на вторую строчку (21,5%), сообщает «Российская газета». Выделение нескольких крупных игроков и шлейф из десятков средних и мелких способствует развитию внутреннего туризма и играет на руку покупателям, считают эксперты. Подробнее — в материале «Известий».
Конкуренция и устойчивость
После ухода с российского рынка крупного зарубежного сервиса Booking множество отечественных компаний бросились в освободившуюся нишу. Одни сразу получили преимущество — например, «Островок», успевший за 15 лет своего существования накопить мощный опыт и высокий уровень знания среди гостей и отельеров. Другие начинали с нуля и надеялись на быстрый рост, но далеко не всем это удалось, а кто-то даже закрылся.
За три года импортозамещения самую заметную динамику роста показали «Яндекс Путешествия». Еще в январе 2022 года доля сервиса на рынке составляла не более 1%. Сейчас — 29,2%. «Яндекс» и «Островок», чья доля в этом году незначительно снизилась до 21,5%, сегодня два крупнейших игрока, между которыми происходит основная конкуренция.
Эксперты отмечают, что такая ситуация обеспечивает рынку устойчивость, а покупателям — привлекательные предложения. Сегодня объем броней через российские онлайн-сервисы самостоятельного бронирования уже достиг 58%, а прямые продажи через сайты отелей, напротив, сокращаются — с 44% до 42% за год.
По словам руководителя «Яндекс Путешествий» Евгения Абрамзона, лидерство обеспечило быстрое технологическое развитие ресурса, рост числа вариантов размещения и запуск новых функций.
«Мы вложили много усилий в развитие мобильного приложения, и его аудитория уже стала одной из крупнейших на отечественном туристическом рынке. Также добавились десятки тысяч апартаментов по всей стране. Помимо этого, в прошлом году мы запустили платформу „Экстранет“ для отельеров и владельцев апартаментов», — отметил он.
Управляющий директор «Островка» Дарья Кочеткова добавляет, что отельеры не могут гарантировать себе 100-процентную загрузку номерного фонда исключительно собственными каналами. «Расходы на маркетинг, продвижение, эквайринг, персонал и прочее несоизмеримы», — комментирует она успех отечественных платформ.
Где еще бронируют отели
По данным TravelLine, третье место по доле рынка занял Bronevik.com, входящий в МТС Travel (9,4 %). За ним расположились Acase.ru (7,53%), Zabroniryi.ru (6,26%), 101Hotels.com (5,7%), «Алеан» (2,21%), Hotelbook (2,2%), Ozon (2,17%), OneTwoTrip (2,04%) и «Отели в Т-Банке» (1,85%).
Сервис «МТС Travel» Bronevik.com прочно занимает третье место в индустриальных рейтингах, но эта позиция может быть непрочной. В декабре СМИ сообщали, что группа МТС признала инвестиции в «MTC Travel» (в него входит Bronevik) недостаточно эффективными. Однако в пресс-службе платформы заявили не о закрытии, а о переориентировании ресурса. «В 2025 году мы намерены сфокусироваться на развитии бизнеса Bronevik.com, то есть усилить свои позиции в качестве онлайн-поставщика отельной базы для российских и зарубежных ОТА, business travel агентств», — отметили в компании.
Среди новичков в десятке самых популярных сервисов бронирования отелей в 2024 году Т-Банк. Кредитной организации уже удалось вывести в лидеры рынка свой сервис покупки авиабилетов благодаря большой аудитории и преимуществам программы лояльности. Сейчас банк стремится к тому же результату с «Отелями», рассказал руководитель «Путешествий от Т-Банка» Илья Артеменко. В 2025 году платформа будет одним из приоритетных направлений его подразделения.
По заявлениям основных игроков видно, что конкурентная борьба продолжается. Более мелкие сервисы по-прежнему стремятся прочнее укрепиться на рынке и отвоевать долю побольше, предлагая те или иные бонусы путешественникам.
Как ранее отмечала исполнительный директор Bronevik.com Марина Гончаренко, запас роста для OTA еще далеко не исчерпан.
«Для пользователей агрегаторы — это про выбор: широкий ассортимент объектов размещения, географический охват, подробные описания, отзывы гостей, фотографии, дополнительные услуги и тематический контент. Также немалую роль играет фактор выгоды», — рассказала она.
Однако не исключено, что рано или поздно мелкие игроки сольются с компаниями побольше или исчезнут, считают эксперты.
«В перспективе ближайших двух-трех лет возможны разные сценарии, в том числе и новые слияния, или завершения проектов в тех больших и сложных экосистемах, где они не оправдали ожиданий», — отмечает управляющий директор «Островка» Дарья Кочеткова.
Рост туристического потока
2024 год стал одним из самых активных в туризме, отмечают специалисты. В январе в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко сообщили, что за 11 месяцев прошлого года туристический поток по России вырос почти на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и составил 79,2 млн поездок. А если прибавить декабрь, он достигнет примерно 92 млн и станет рекордным за всю историю статистических наблюдений.
«Такой рост приближает нас к выполнению поставленной президентом России Владимиром Путиным цели: к 2030 году достичь 5% доли туризма в ВВП страны и 140 млн туристических поездок», — отметил Чернышенко.
Российские компании вполне адаптировались в туристических нишах после ухода иностранных игроков. Отечественные онлайн-сервисы по бронированию отелей предлагают широкий выбор средств размещения — отели, мини-гостиницы, гостевые дома, глэмпинги и апартаменты. В конечном итоге в плюсе остаются все: и сами ресурсы, и владельцы номеров, и — главное — туристы, которые в условиях конкуренции на рынке получили массу возможностей пользоваться дополнительными бонусами, привилегиями и программами лояльности.