Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку
Главный слайд
Начало статьи
Вместе до конца
Поддержка и участие
Из дома в дом
Встать на ноги
EN
Выделить главное
Вкл
Выкл

Каждый день из освобожденных российской армией населенных пунктов Донбасса в транзитные центры ДНР поступают эвакуированные гражданские. Основной поток идет из плотной агломерации Красноармейского района, бои на этом направлении ведутся ожесточенные. Переселенцы первым делом попадают в ПВР Ясиноватой, где живут несколько дней или недель, проходя процедуры идентификации личности. Только-только выбравшиеся из эпицентра сражений люди испуганы, измождены, растеряны, с трудом идут на контакт. Некоторые из них нашли в себе силы рассказать «Известиям» о том, что пережили.

Вместе до конца

В семье Сергея — шесть человек. Жена, дочь, теща и сестра супруги с сыном. Дочка лежит на койке, натянув до глаз одеяло. «В шоковом состоянии до сих пор», — говорит отец. Родом они из совсем небольшого села между Селидово и Красноармейском — на двух улицах живет всего-то 40 человек. Точнее, жили, не осталось никого.

— Мы простые люди, без громких амбиций, — рассказывает мне Сергей, иногда прерываясь и, кажется, осмысляя пережитое, они всего четыре дня назад выбрались из этого пекла. — 11 лет я проработал на железной дороге, почти семь в охране на шахте. После 2022-го пришлось сидеть дома.

пвр

В транзитном ПВР — каждому койко-место и бесплатное трехразовое питание

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Причина стандартная: угроза попасть в украинскую армию, объясняет собеседник. Уже через три дня после начала СВО ему позвонили из военкомата и приказали явиться на призывной пункт. Проигнорировал. Тогда стали заявляться в гости, но жители близлежащих сел оповещали друг друга немедленно по цепочке: «Едут. Будьте осторожны!» В последнее время команды по отлову резервистов стали передвигаться уже на гражданских машинах в гражданской форме. Местные сидели в подполье, как партизаны.

— Ждали своих, — говорит Сергей. — Жена и дочь выезжать куда-то отказались. Сказали: будем вместе до конца.

пвр

Многие переселенцы находятся в изможденном состоянии

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

3 декабря к селу подошли передовые российские части.

— Более всего мы опасались ВСУ. Они смотрели на нас как на врагов, как на потенциальных сепаратистов, — делится он. — На слуху были случаи расправы с гражданскими. Нам повезло: у нас они просто снялись и ушли. 4-го я услышал, как на улице лает собака. Вышел и увидел — двое военных проверяют наш двор. Они стояли спиной, опознавательных знаков не видно, и, честно говоря, у меня внутри всё похолодело — подумал, ну вот и конец. В доме я попрятал ножи, дубины на всякий случай. Потом парни обернулись — на рукавах у них была красная краска (опознавательный цвет армии РФ. — «Известия»), а на шлемах маленькие российские флажки.

Поддержка и участие

Вошли россияне без единого выстрела и снаряда.

— Было ощущение, что пришли именно свои, — мужчина замолкает, не в силах сдержать слез. — Как будто родственники, которых ты давно не видел… Двое этих ребят были из Пермского края — Женя и Витя. Они прожили с нами четыре дня до самой эвакуации. В самом начале посмотрели краем глаза наши документы и больше к этому не возвращались. Ели, спали рядом. Оружие оставляли. Говорили по рации не скрываясь. Командир им передавал: «Обращаться с мирными максимально деликатно и вежливо!» Но ничего и объяснять не нужно было. Это небо и земля по сравнению с тем, что было раньше. А еще в них не было озлобленности. Больше того — они просили прощения у нас. За то, что вот так всё получилось…

репортаж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Заходили русские штурмовики малыми группами — по два человека. Двигались вперед от точки к точке. Командир, отслеживая обстановку с воздуха, корректировал каждый шаг: «Сейчас до следующего дома, там укройтесь, готовьте гранаты, сейчас не выходите, теперь можно…» Однажды Сергей с семьей стал очевидцем таких переговоров по рации — двое украинских солдат решили сдаться. И тогда командир сам вышел с ними на связь и успокоил: «Ребята, не бойтесь. Никто вас бить и тем более убивать не будет. Всё будет хорошо. Мы же с вами одной веры…»

репортаж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

5 декабря в ночь в дом ударила «Баба-яга». Перебрались в подвал. А через два дня за семьей прибыла группа эвакуации. Всю дорогу до нужной точки — 6,5 км — старший команды, позывной Золотой, отвлекал их разговорами — шутил, смеялся, не давая впасть в ступор, поддаться страху, и вел-вел за собой. Сергей с родными — единственные, кто дождался русских, остальным, по его словам, совсем чуть-чуть не хватило терпения…

— Молился всю дорогу, чтобы дошли. И мы дошли, — говорит он, опять прикрывая глаза. — Все, с кем мы встречались по пути, старались чем-то помочь. Никто ни разу не упрекнул, нигде не было грубого слова. Только поддержка и участие.

Из дома в дом

Татьяна — жительница Селидово. Долгие годы проработала на шахте, сначала электросварщицей, потом сигналисткой в стволе. Жили с мужем и сыном в частном доме на улице Михайловской на восточной окраине. Сюда и началось наступление российской армии.

— Сначала они заняли шахту Коротченко, недалеко от нас. Месяца полтора просидели там, бедненькие, без продвижения. Но потом стали брать город в кольцо, — рассказывает женщина. — Однажды я услышала стук кирки за забором, вышла — а там у соседей солдаты ВСУ устанавливают миномет. Я спрашиваю: «Зачем вы это делаете?» А они: «Тут удобная для нас позиция». Вернулась, рассказала своим. Муж говорит: «Ну, теперь мы как под расстрелом. Русские станут бить точно в этот квадрат». Мы выехали. И потом узнали, что эту минометную позицию действительно разбили…

собака

Некоторые вывозят с собой любимых питомцев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Перебрались на улицу Кучуринскую — в пустующий дом, уже на северную окраину. Но и там точь-в-точь повторилась предыдущая ситуация: отходящие ВСУ устроили рядом огневую точку.

— И снова мы выехали. В микрорайон Солнечный. Там же застали вступление в город российской армии — 29 октября. А 2 ноября на центральной площади был дан салют, — делится женщина. — Обстрелы Селидово после этого, к сожалению, усилились. Тактика украинских военных — уничтожать всё, что заняли россияне, чтобы им негде было жить, размещаться, чтобы ничего не досталось. Так пострадал и наш дом на улице Михайловской. Нас убедили эвакуироваться. Сказали: пока очень опасно, ВСУ будут продолжать бить, пока не отодвинем.

репортаж

Женщина ищет пропавшего раненого сына — 44-летнего Алексея Роздобудько

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Встать на ноги

37-летний Артем — из Горняка, что в 12 км от Селидово. Левая рука его на перевязи, на правой пластырь. Шахтер. С женой и родственниками выбрался две недели назад на территорию ДНР. Рассказывает, что последняя упряжка (смена) его была в начале сентября, потом ВСУ перекрыли дорогу, ведущую к месту работы, и начался период безвременья. Артем с семьей укрылись в подвале местного училища — там им пришлось просидеть два месяца. Всего в каменном укрытии прятались 20 человек.

— Каждый день я старался ходить до дома, кормить собаку, — рассказывает мне шахтер. — Но потом солдаты ВСУ объявили: «Передвижение по улицам запрещено. Если кого-то увидим — расстреляем. Особенно того парня, который бегает с ведром!»

репортаж

Шахтер Артём (слева) из Горняка. В подвале ему с семьей пришлось провести два месяца

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

На третьем этаже техникума, рассказывает он, ВСУ установили миномет. Все живущие в убежище понимали, что рано или поздно прилетит ответка. И она прилетела. Подвал тряхнуло, несущая плита изогнулась, но выдержала. Все остались живы.

Ушли украинские военные из города, по словам Артема, тихо и незаметно: вчера еще были, сегодня и след простыл. Через два дня зашли русские — столь же нежданно. Заглянули в подвал, попросили показать документы и телефоны. После оставили для помощи троих ребят и ушли дальше — на зачистки и штурмы. Когда стало потише и фронт отодвинулся, Артем со своими вернулся домой — в уцелевшую летнюю кухню. Но, увы, жить там пришлось недолго — 16 ноября над его улицей ВСУ рассыпали кассетные боеприпасы, преследуя всю ту же цель — выжигать землю, лишать любого убежища российских военных. Артему задело руки, ногу, бок, одну кость раздробило. Обратился к военврачам, те оказали первую помощь и рекомендовали отправиться в тыл — на нормальное лечение. А потом помогли эвакуироваться.

37-летний Сергей из Горняка - 16 ноября попал под кассетный обстрел

37-летний Сергей из Горняка 16 ноября попал под кассетный обстрел

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Сейчас он потихоньку идет на поправку. О планах на ближайшее будущее говорит: «Вылечиться. Найти работу. И снова встать на ноги».

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением